Бум потребительских кредитов.

Граждане России все меньше боятся брать потребительские кредиты. Статистика банков показывает, что сознание людей меняется и становится все более явным.

Потребитель на сегодняшний день все больше пренебрегает схемой «накопить-приобрести», и начинает пользоваться схемой «взять кредит-приобрести-отдать позже». Это связано с большим выбором банковских предложений, более комфортных условий и лояльных процентных ставок.

На сегодняшний момент количество потребительских кредитов возросло на 60% за год. Потребность населения в кредитах, даже больше чем в докризисный период. Кредитные карты, экспресс-кредиты, автокредиты, потребительские кредиты, ипотека- в каждом из этих сегментов в последние два года наблюдается огромный всплеск.

За последние десять лет в России поменялась схема потребления. Поколение до 70-х экономило-копило и приобретало все на свои средства. Поэтому покупки были редкие и крупные. Поколение 70-90х, смотрят на данный вопрос гораздо шире. Зачем откладывать и копить, что бы купить завтра, если можно занять и приобрести уже сегодня. Кризис 2008 года не сильно отразился на мнениях населения. Несмотря на большой рост невозвратов по-прежнему есть огромный спрос потребительских кредитов.

Такой подход к вопросу как «деньги здесь и сейчас», сильно изменил мнение россиян о ценности денег и трансформировал отношение к покупке, как к более легкому и осуществимому шагу. Кредитование стирает грань между такими понятиями как «жизнь по средствам» и «один раз живешь». Обыкновенный работник со средней заработной платой, может себе позволить гораздо больше приобретений товаров и услуг с помощью кредитования. При этом он не будет себя обременять экономией и накоплением.

Есть и другая сторона медали. Потребительский бум несет большие риски для банков, в частности перегрев экономики. Если это произойдет, то это чревато серьезными проблемами, как для граждан, так и для банков. Увольнение или снижение зарплаты усложнит населению выплаты по кредитам, а банки соответственно получат огромный всплеск просрочки.

Одной мерой как банковское регулирование, обойтись не получится. Необходимо повышать финансовую грамотность населения. Граждане должны четко осознавать, что скрывается за красочной рекламой банков. Обязаны понимать процентную ставку и свойства потребительских кредитов. Не поддаваться эмоциям и желаниям приобрести, что-то сегодня, не откладывая это на завтра. Должны руководствоваться здравым смыслом и понимать свою финансовую ответственность перед кредиторами.