Чарджбэк (от англ. «Chargeback» — возвратный платеж) – представляет собой процедуру опротестования транзакции, совершенной с банковской карты. Иначе говоря, с ее помощью можно вернуть платеж.



СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

В каких случаях возможен?

Механизм и этапы процедуры

Сроки подачи на чарджбэк

Итог


Платежная система Visa и MasterCard серьезно подходят к обеспечению безопасности финансовых операций собственных клиентов. Причем меры не ограничиваются пин-кодом и привязкой к номеру мобильного телефона при реализации платежей в онлайн-режиме.

Возврат средств, потраченных на получение некачественного товара или услуги, позволяет добиться серьезных успехов в политике защиты пользователей.

Visa и MasterCard — признаны одними из самых распространенных платежных систем в России и ряде стран Европы. Несмотря на внедрение отечественного сервиса «Мир», большинство карт также выдаются с логотипом «Visa» или «MasterCard».

ВНИМАНИЕ!!!

Для жителей МОСКВЫ доступны БЕСПЛАТНЫЕ консультации в офисе, оказываемые профессиональными юристами на основании Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Не ждите - запишитесь на прием или задайте вопрос-онлайн.

knopka-2


В каких случаях возможен?

Заранее стоит уточнить, что сделать опротестование допускается в том случае, если платеж был осуществлен с использованием реквизитов карты, то есть ее номера, CVV, даты окончания, фамилии, имени и прочего.

Чарджбэк реализуется в ситуациях, когда пользователь вводит данные карты при оформлении покупки в интернете, использует «пластик» в терминале и иных идентичных случаях.

Важно! Совершение расчетных действий через онлайн-сервис или мобильные банки обычно не задействует чарджбэк, т. к. в таких ситуациях платежные системы не используются.

При таком варианте можно обратиться к инструментам, отраженным в положении Закона о национальной платежной системе. В этом поможет сотрудник банка – в организациях установлен специальный регламент для таких ситуаций.

Если конкретизировать, когда гражданин вправе воспользоваться чарджбэком, можно выделить следующие позиции:

  1. Оплаченный товар не был получен, при этом продавец не желает возвращать средства, любым способом препятствуя этому.
  2. Получен не тот товар или услуга, который указан в заказе. К примеру, вместо оригинального IPhone пользователь получил китайский аналог. Это же актуально и в отношении услуг. Допустим, вместо обзорной экскурсии по всему городу в комфортабельном автобусе, туристов провели по паре достопримечательностей.
  3. Клиент стал жертвой мошенничества. После перевода денег за покупку товара на стороннем сайте, исчезли менеджеры, магазин и деньги.
  4. Продавец изменил сумму перевода в последний момент в результате произошло списание большего объема денежных средств, чем предполагалось вначале.
  5. Произошло неоднократное списание за одну и ту же позицию. Об этом часто предупреждают туристов – местные продавцы любят, таким образом, наживаться на неосведомленных гостях.

Иные мошеннические схемы, механизм реализации которых связан с использованием карты.


Механизм и этапы процедуры

Возвратный процесс регламентируется:

  • условиями соглашения международных платежных систем;
  • Федеральным законом № 161 «О национальной платежной системе»;
  • правилами договора, заключенного между кредитным учреждением и клиентом.

Повышенная степень защиты системы чарджбэка предполагает отсутствие вариантов с использованием в мошеннических целях. Стандартно операция заключается в соблюдении следующих этапов:

  1. Собственник карты после понимания, что права нарушены, подает письменное заявление на возврат средств в банк-эмитент.
  2. Банк-эмитент регистрирует запрос, присваивая специальный идентификационный номер, и направляет информацию в международную платежную систему (МПС) с требованием взыскать сумму оплаты со счета продавца в рамках действия программы чарджбэка, интересы которого обеспечивает иное финансовое учреждение – эквайер, для возврата средств покупателю.
  3. МПС, выступающий в качестве арбитра, направляет претензию эквайеру. Если соглашение не было достигнуто, то МПС самостоятельно принимает постановление по необходимости возврата средств через проведение арбитражного разбирательства.
  4. Банк-эквайер запрашивает у продавца комментарии по текущей претензии.
  5. На основании предоставленных комментариев, будь то доказательство оказания услуг не в полном объеме и в соответствии с утвержденными условиями или признание неправомерности, определяется итоговое решение об одобрении или неудовлетворении запроса соискателя, который получает уведомление о принятом постановлении по описанной выше последовательности.

Механизм и этапы процедуры

Если покупателем предоставлен пакет документов, устанавливающий факт наличия противоправных действий, и при игнорировании ответчиком запросов МПС (на дачу ответа отводится от 30 до 45 дней), списание оспариваемой суммы осуществляется в принудительном порядке со счета продавца.

Стоит уточнить, если последний признал вину, то затраты по чарджбэку возлагаются на него. В частности, выделяют следующие позиции, которые требуется погасить:

  • штраф от 20 до 100 долларов;
  • комиссия – до 4% от претензионной суммы;
  • разница в конвертации валют.

Если же соискателю не удалось установить вину продавца, то он обязан уплатить компенсацию за проведение разбирательства.

Дополнительно: продавцы должны быть заинтересованы в уменьшении процента возвратных платежей, так как МПС предусматривают высокие требования к престижу банков-эквайеров, который при этом устанавливают предел по допустимому проценту по чарджбэку для каждого клиента.

Если утвержденный лимит превышен, продавца могут не только привлечь к уплате штрафов, но и отказать в дальнейшем сотрудничестве.

По этой причине большая часть продавцов и брокеров в первую очередь постарается решить проблему без вмешательства сторонних структур, с помощью рефанд-метода, предполагающего добровольное возмещение затрат покупателя.

И это считается оптимальным вариантом нахождения компромисса, т. к. в большинстве случаев ситуации такого рода возникают непреднамеренно:

  • сбой в техническом обеспечении;
  • фактическая невозможность следовать условиям сделки;
  • человеческий фактор.

В зависимости от конкретных обстоятельств и величины претензионной суммы рефанд может выполняться в полном или частичном объеме.

Важно! В качестве инициатора процедуры чарджбэка может вступать и продавец. В том случае, если оказанная услуга была реализована в соответствии со всеми критериями сделки, но получение оплаты так и не произошло.


Сроки подачи на чарджбэка

Согласно регламенту МПС, установлен максимальный срок подачи претензии в отношении осуществления платежа и проведения чарджбэка. Он составляет 540 дней с момента реализации транзакции.

При этом важно помнить, что подготовка документов, передача дела в арбитраж и совершение иных процедур может затянуть процесс, поэтому фактически у соискателя на направление заявления остается 500 дней.

Дополнительно следует учитывать, что каждая платежная система может устанавливать свои требования к срокам проведения процедуры оспаривания. В частности, для ПС Visa и MasterCard актуальны следующие временные рамки:

  • банк-эмитент после получения соответствующего запроса от гражданина должен в течение 30 дней – для внутренних операции или 45 дней – для международных операций направить полученные сведения в международные платежные системы;
  • в течение этих же временных рамок банку-эквайеру требуется направить комментарии продавца по предоставленной претензии;
  • если банк-эмитент получил отказ в письменной форме, он может воспользоваться правом на проведение повторного чарджбэка;
  • если стороны не смогли самостоятельно прийти к единому решению, дело рассматривается в арбитраже – в таком случае срок ожидания может быть увеличен до нескольких месяцев.

Сроки подачи на чарджбека

Реализация процедуры возврата средств зависит от банка. Одним из эффективных учреждений в данном направлении выступает «Сбербанк» – по отзывам клиентом он находится на первом месте в обеспечении интересов потребителей.

Но несмотря на явную лояльность к пользователям, просто так провести чарджбэк не выйдет – потребуется полное соблюдение формальностей.


Итог

Ошибочный платеж или незаконное списание средств – эта проблема решаема и обратима для владельца банковской карты. Процедура опротестования транзакции, или чарджбэк, позволяет исправить ошибку и вернуть деньги.

Порядок возврата строго регламентирован и применим не во всех случаях, кроме того, на владельца карты возложено бремя доказывания. Однако, в большинстве случаев незаконного списания, деньги можно получить обратно.

Уважаемые читатели!

Важно! Проблемы, связанные с кредитами, относятся к категории сложных дел. Проконсультируйтесь бесплатно со специалистами нашего "Правового Центра"

Москва: +7 (499) 938-40-59

С-Петербург: +7 (812) 467-39-61