Достают коллекторы
Коллекторские агентства (КА) — юридические лица, специализирующиеся на работе с просроченной задолженностью. Процессы строятся на базе двух видов договорных отношений.
Бесплатная первичная консультация юриста
Юридический департамент procollection.ru рассмотрит Вашу долговую ситуацию или вопрос. Подскажем, что делать дальше.
Звоните - консультация по телефону бесплатно:
- +7 (964) 622-42-42
- +7 (925) 772-28-14
Также пишите нам ВКонтакте: https://vk.com/club177615927 или обращайтесь по контактам на сайте
- Агентский договор. Право на задолженность сохраняется за кредитором, а коллекторы работают как представители. Оплаченный долг поступает на счета банка или иного кредитора, вступившего с должником в правовые отношения в момент заключения договора.
- Цессия. Долг переходит к третьим лицам. Коллекторы выкупают портфели проблемных займов. Средний процент возврата с купленного пула не превышает 5%, но даже этого достаточно, чтобы получить прибыль.
Правовое регулирование коллекторов
Деятельность агентств по взысканию, регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ. В ФЗ прописаны четкие правила поведения взыскателей по отношению к должникам. Непосредственно коллекторы в документе не упоминаются, но в равной степени указания относятся к представителям служб безопасности банков, МФО, КА.
По непонятным причинам закон указывает, что сотрудники не имеют право оказывать психическое и физическое воздействие. Но угрожать, уничтожать чужое имущество, причинять вред здоровью недопустимо в любом случае. Это основа правовой системы современного общества. Подобные деяния относятся к уголовному праву и наказываются лишением свободы.
Законодательная база отвела профессиональным коллекторским агентствам узкий спектр полномочий. Первый шаг, это отправка должнику письменного уведомления о выкупе права истребования долга с указанием реквизитов и суммы.
Структуры, занимающиеся взысканием, числятся в реестре ФССП. Приставы занимаются вопросами контроля и являются надзорным органом. Теперь жаловаться на коллекторов нужно в ССП. В конце августа 2018 года в официальном списке было 210 организаций, имеющих соответствующую лицензию.
Нарушения в работе коллекторских агентств:
- звонки в период 22.00-08.00 часов в рабочие дни или от 20.00-09.00 в выходные;
- звонки чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц;
- сотрудники пытаются выходить на личный контакт чаще одного раза в течение недели;
- разглашение суммы долга или личных данных должника третьим лицам или неограниченному кругу лиц без согласия ответчика;
- попытки угроз;
- предоставление неправильных данных о размере долга или возможных способах возврата.
Коллекторы не могут угрожать даже судом или применением мер уголовного преследования.
Как и куда жаловаться?
Нововведения в законодательной базе создали условия для граждан, считающих, что их права нарушены, для изменения ситуации в личную пользу.
Заемщикам необходимо обращаться:
- в региональное отделение ФССП;
- Роскомнадзор;
- прокуратуру;
- полицию;
- суд.
При этом обращение в четыре первых инстанции не требует от заявителя сбора доказательств, но везде придётся писать заявление. В нём же необходимо ссылаться на статьи законов, указывать на обстоятельства по существу дела и перечислять доказательства. Обращения составляются в соответствии с требованиями ст. 131 и 132 ГПК.
Образцы заявлений:
Заполненный образец жалобы в прокуратуру на действия коллекторов
Заполненный образец жалобы в Роскомнадзор
Случаи бывают разными. Не исключено, что какие-то вызовут скептическое отношение, к примеру, полиции, но заинтересуют судебных приставов. Поэтому пытайтесь пожаловаться сразу во все возможные структуры.
Психологический аспект вопроса
Должникам нужно иметь в виду, что основным способом, используемым коллекторами, является психологическое воздействие. Оно подразумевает формирование у человека той эмоциональной реакции, которая вызовет нужное чувство:
- вины;
- долга;
- утерянной выгоды.
Это делается, чтобы заставить гражданина совершать необдуманные поступки. Многое зависит от психологических конституционных особенностей личности.
К примеру, должник очень любит мать. Когда он слышит об угрозах в ее адрес, то воспринимает это агрессивно и говорит много лишнего, что затруднит обращение в правоохранительные органы.
Далее, его начинают успокаивать, предлагают решить вопрос простым способом, без агрессии, что позволит забыть этот кошмар. Тогда защитные механизмы психики перестают работать, и человек выплачивает намного больше того, чем мог бы по решению суда.
Разумная модель поведения должников
Люди, оказавшиеся в трудных условиях, вырабатывают эффективные правила поведения. Типичная ситуация выглядит таким образом.
Банк продаёт долг коллекторам и не спрашивает мнения должника. Те отправляют почтовое уведомление, что право истребования долга и коммерческие выгоды переходят к ним. При этом сумма может превышать ту, что предусматривает законодательство.
В сущности, законный способ избежать выплаты того, что требуют правообладатели долга только один — подать исковое заявление в суд и добиваться отмены лишних процентов, пенни, штрафов, того, что насчитали экономисты банка или коллекторской службы.
Если и есть причина, из-за которой возможно общение с представителями компании, занимающейся просроченными долгами, то это установление факта выхода суммы за допустимые пределы. Окажется, что долг завышен банком, исковое можно подавать на банк. Если же КА к которому перешёл долг, то на него. Но это имеет смысл, когда у должника появились веские основания полагать, что требуют слишком много.
Необходимо помнить две вещи:
- Истребовать долг правообладатели могут, но не выходя за рамки законодательства.
- Лучшим вариантом является доведение дела до суда и последующая оплата на базе вынесенного решения.
Ещё до вступления в силу комплекса последних решений, законов и постановлений, призванных регулировать аспект отношения между юридическими и частными лицами, опытные юристы говорили, что коллекторы имеют ровно столько прав, сколько дадут сами граждане.
Инструкция общения со стороной взыскания
- Не ведите никаких разговоров, которые считаете излишними. Принятое решение о том, что выгоднее довести дело до суда, не должно меняться из-за незапланированных обстоятельств.
- Ответьте только на один звонок, и корректно объясните, что не хотите воспринимать информацию по телефону. Требуйте отправки документов, уведомлений, сведений, предложений только по почте.
- Установите телефон с определителем номера и не отвечайте, если номер неизвестен, и вы предполагаете, что звонят коллекторы.
- Пишите заявления, если звонки становятся слишком навязчивыми.
- Не давайте переговорам протекать по невыгодному сценарию. Записывайте подобное общение. При использовании мобильной связи это делается даже с помощью дешевого телефона, а вот стационарный придётся оснастить записывающим устройством. Возможно, что эти записи не потребуются, но они будут дисциплинировать, увеличат вероятность, что вы не сорвётесь и не скажете лишнего.
- В начале разговора коллектор обязан представиться — назвать имя и фамилию, а также указать организацию, которую представляет. В противном случае прекращайте разговор, а при повторном звонке обращайтесь в полицию или прокуратуру.
- Если коллектор излагает новые условия, то непременно потребуйте выслать документацию в письменной форме. Помните, что обычные предложения никакой юридической силы не имеют. Изменение условий по инициативе коллекторов должно отразиться в заключении нового договора. До этого момента никаких денег платить нельзя.
Итог
Когда коллекторы достали звонками или визитами домой необходимо:
- изучить законодательную базу (ФЗ №230 регулирующий деятельность КА);
- составить жалобу или заявление в законодательные или регулирующие органы;
- изучить правила общения с представителями КА.
Помните, начинать взаимодействие с должниками, коллекторы могут только получив согласие граждан. Многие делают неверный вывод о том, что раз закон позволяет назначать личную встречу, то должники обязаны на неё явиться. Это не соответствует действительности.
Лучшие условия возврата долга создает суд. Поэтому к нему и адресуйте тех, кто им же и угрожает.