С целью реформирования судебной системы и упрощения процедуры разрешения хозяйственных споров в ГК РФ была внесена обязательная процедура досудебного урегулирования. Эта норма призвана разгрузить судебную систему от мелких дел и исков, которые могут быть разрешены в упрощенном порядке с гораздо меньшими финансовыми и временными затратами.

Из-за невысокой правовой грамотности населения России разрешение споров превращалось в продолжительную рутину, которая перегружала не только государственные, но и третейские суды. При развитии экономически активных субъектов в процессе их деятельности возникает огромное количество не урегулированных споров. Их незначительность в плане требований, неопределенность последовательности предъявления претензий и невозможность их урегулирования при существующей системе вносила серьезную неразбериху. ФЗ №47 от 02.03.2017 призван разгрузить от таких производств судебную систему.


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Когда составляется претензия

Какие документы приложить

Как происходит вручение

Сроки рассмотрения

Образец претензии

Пришла досудебная претензия из банка, что делать?

Ответ на досудебную претензию

Итог


Он закрепил обязательность досудебного урегулирования как необходимую норму разрешения экономических споров. Кроме того, такая форма разрешения споров позволяет сохранить деловую репутацию, дает возможность продолжения сотрудничества участникам конфликта, выводя культуру хозяйствования на новый уровень, недостижимый ранее.

Уважаемые читатели!

Важно! Проблемы, связанные с кредитами, относятся к категории сложных дел. Проконсультируйтесь бесплатно со специалистами нашего "Правового Центра"

Москва: +7 (495) 003-37-58

С-Петербург: +7 (812) 467-39-61

Досудебная претензия банка — мягкое требование урегулировать спорный вопрос, без направления договора на гражданское судопроизводство. Обычно такую претензию отправляют должнику по почте. Юридической силы она не имеет, но благодаря ей, можно связаться с сотрудниками взыскания и решить спорные моменты.


Когда составляется претензия

Основной целью внесудебного урегулирования является разрешение претензий хозяйствующих субъектов, вступивших в договорные отношения в соответствии с ГК РФ. Без наличия оформленного договора или других, предусмотренных законодательством РФ правоустанавливающих документов, нет оснований для предъявления претензии. Если таковые имеются, то сторона, изъявившая несогласие с выполнением условий соглашения, должна представить в письменном виде свои требования к другим участникам соглашения.


Требования могут быть на возврат денег, материального и нематериального имущества, обременение которого возникло на основании гражданско-правового акта между участниками сделки. Основными причинами на возникновение причин для начала досудебного урегулирования в настоящее время являются возвраты покупателями некачественного товара, обращения банков и других кредитных организаций о возврате задолженностей заемщиков, требования заказчика к исполнителю или подрядчику о компенсации за некачественное выполнение работ. При доведении спора до судебного разбирательства издержки понесут обе стороны конфликта.

Если же все проблемы разрешатся после обмена актами разногласий и предъявления претензий, то сделка или работы могут продолжиться, а договор выполняться с минимальными издержками.


Какие документы приложить

Чтобы инициировать досудебное урегулирование необходимо грамотно составить претензию с описанием всех требований, которые истец хочет разрешить. Для этого к пакету документов прикладывается копия соглашения, первичные бланки о проведении сделки, акты о неисполнении одной из сторон своих обязанностей, результаты независимой экспертизы или заключения комиссии с подтверждением фактов нарушения обязательств, указанных в договоре или несоответствия приобретенного товара заявленным характеристикам.

Какие документы приложить

Все документы, при отправлении письмом с уведомлением о вручении, должны быть описаны и пронумерованы. Описание содержимого и квитанция об отправке почтовой компанией претензии сохраняются до разрешения спора или до момента передачи его в суд.


Как происходит вручение

Чтобы требование о разрешении хозяйственного спора имело законную силу, его необходимо вручить непосредственно ответчику, или уполномоченному принимать корреспонденцию лицу, которое его представляет.

В России активно развивается электронный документооборот. Электронную переписку суд также признает свидетельством о досудебном производстве, если есть подтверждающие ее подлинность факты. Ими может быть электронная подпись на письме, подтвержденный нотариусом осмотр компьютерных средств связи с заключением эксперта. Однако, электронное сообщение от почтовой компании о состоянии доставки заказного письма не является доказательством его вручения. Фактом, подтверждающим получение претензии по почте, может быть только извещение о передаче сообщения с печатью доставившей его организации.


Сроки рассмотрения

На разрешение споров или удовлетворение требований сторон по закону отводится 30 суток с момента вручения претензии. Если никаких действий для разрешения спора ответчик не предпринял, то истец вправе обратиться в арбитражный суд с иском, к которому обязательно должны быть приложены документы о проведении процедуры досудебного урегулирования. Иначе суд откажет в производстве.

Сроки рассмотрения


Образец претензии

Письменная форма обращения о досудебном урегулировании обязательно должна содержать подробное описание предмета спора, количественного выражения требований, обоснование и точный расчет суммы требования.

Образец заполненной претензии:

Генеральному директору

                                   ООО «Диванчик»

                                     Фетусовой Н.Е.

                                     от Тутайкиной А.Ф.,

                                    проживающей по адресу: ____________

                                    контактный телефон: _______________

 

                                Претензия

 

27 октября  2014 г. я  на основании  договора  купли-продажи N 213142

приобрела  диван-кровать  «Лайт»  стоимостью  34  721  рубль.  Товар  был

доставлен мне 1 декабря 2014 г. Гарантийный срок — 18 месяцев.

Я использовала  товар строго  по назначению для отдыха (сидя и лежа),

в соответствии с правилами и рекомендациями по эксплуатации,  изложенными

в паспорте на изделие. Однако в январе 2015 года я обнаружила недостаток:

центральная  часть  дивана прогнулась,  и использовать его  по назначению

стало практически невозможно.

В  соответствии  с правом  на безвозмездное  устранение  недостатков,

предусмотренным ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  31 января

2015 г.  я обратилась  в гарантийную сервисную  службу. 3 февраля 2015 г.

представитель  гарантийной  сервисной службы, осмотрев  диван,  обнаружил

на его деталях трещины. 15 февраля 2015 г. представитель сервисной службы

в устной форме  сообщил мне, что,  поскольку недостаток товара возник  по

моей вине,  в его  гарантийном  ремонте мне  отказано.  Я считаю  отказ в

гарантийном ремонте неправомерным.

В соответствии со ст. 4, 18 Закона РФ  «О защите прав потребителей» в

случае,   если  договором  купли-продажи   предусмотрено   предоставление

гарантии  качества  товара, товар  должен  соответствовать  требованиям о

качестве  в течение  всего  гарантийного  срока.  В случае  обнаружения в

течение  гарантийного  срока  недостатков  потребитель вправе потребовать

безвозмездного их устранения. В силу п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав

потребителей» в отношении товара, на который установлен гарантийный срок,

изготовитель  (продавец) отвечает за недостатки  товара, если не докажет,

что они возникли  после передачи товара потребителю  вследствие нарушения

им правил  использования, хранения или  транспортировки товара,  действий

третьих лиц или непреодолимой силы.

В случае спора о причинах  возникновения недостатков  товара продавец

обязан провести экспертизу товара за свой счет.  Но до настоящего времени

экспертиза не проведена, доказательства моей вины не предоставлены,  т.е.

отсутствует  аргументированное  обоснование  того, что недостаток дивана-

кровати возник вследствие  нарушения мной правил использования,  хранения

или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В связи с тем что срок устранения недостатков, установленный  Законом

РФ  «О защите прав потребителей»,  истек, я,  руководствуясь  п. 2 ст. 23

Закона РФ  «О защите прав потребителей»,  вправе предъявить продавцу иные

требования,  установленные ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»,

в том числе требование о возврате денежных средств.

На  основании  вышесказанного я  отказываюсь  от  исполнения договора

купли-продажи и  требую в течение 10 дней  с момента получения  настоящей

претензии возвратить мне денежные средства в сумме 34 191 руб.

Напоминаю,  что за нарушение  указанного  срока  я  вправе  требовать

неустойку  в  размере  1% цены товара  за  каждый день  просрочки (ст. 23

Закона РФ «О защите прав потребителей»).

 

Приложения:

1. Копия договора купли-продажи.

2. Копия кассового чека.

3. Копия спецификации.

4. Копия гарантийного талона.

                                                           подпись, дата


Пришла досудебная претензия из банка, что делать?

Самое первое, что делают сотрудники взыскания, неважно банка или коллекторского агентства, направляют «письма счастья» должникам. Если вы получили претензию не паникуйте, все что в ней написано неправда, за исключением суммы долга. Да и ту необходимо уточнять. Но давайте обо всем по порядку.

Если заемщику по почте пришла досудебная претензия, он должен:

  1. Сверить все данные указанные в ней.
  2. Посмотрите последний срок, который ему предлагает банк, для погашения задолженности в досудебном порядке.
  3. Посмотрите сумму, указанную на это число.
  4. Также необходимо обратить внимание на процент неустойки, сумму штрафов и начисленные пени.
  5. Найти реквизиты банка или коллекторского агентства. Посмотрите их контактную информацию; позвонить по указанным телефонам.
  6. Провести переговоры по урегулированию вопроса. Если необходимо, то можно подъехать в офис. Обычно при личной встрече переговоры проходят более результативно и есть шанс снизить сумму долга.

Если клиент согласен с предъявленной ему суммой долга, то можно договариваться о дате платежа, но только на условиях что ему спишут часть штрафов или неустойки. Большинство банков и коллекторских агентств с удовольствием пойдут навстречу. Должников, которые платят, гораздо меньше чем тех, которые не платят. Можно не стесняться и торговаться, как на рынке. тогда есть большая вероятность добиться списания суммы в некоторых случаях до 60 процентов. Если клиент не согласен с суммой или служба взыскания не идет ему навстречу, по поводу списания части долга, нужно сообщить им о намерение решения вопроса в судебном порядке.

Важно: Настаивайте на своем либо списывайте проценты, либо суд. В большинстве случаев, можно переломить ситуацию в свою сторону.

Если взыскатели принципиально не идут вам на встречу, не расстраивайтесь. Все проценты и штрафы можно отменить в судебном порядке. Это легкая процедура, сделать ее можно самостоятельно. Более подробно можно прочитать в статье «Как снизить штрафы по кредиту«. Если претензия пришла от коллекторского агентства, необходимо попросить выслать по факсу или на электронную почту, копию договора цессии, который подтверждает продажу долга, именно этому коллекторскому агентству. Не стоит бояться проводить переговоры, главное, это делать спокойным тоном также важно не поддаваться эмоциям, и не забывать записывать все переговоры.

Важно:

  1. Если банк переуступил долг на время по агентскому договору, то коллекторка присылать досудебную претензию не будет.
  2. В коллекторском агентстве самая благоприятная почва для списания большей части долга. Советуем этим воспользоваться.

Ответ на досудебную претензию

Порядок урегулирования споров подразумевает переписку между истцом и ответчиком. Этого требует ГК РФ, так как отсутствие действий на претензию в течение 30 суток дает право на передачу иска в суд. Суд обязательно примет во внимание попытку урегулировать спорную ситуацию и благосклоннее будет рассматривать обстоятельства, вынудившие ответчика нарушить условия соглашения. Если же у ответчика были серьезные причины к нарушению, но он не сообщил о них и не попытался принять меры по их скорейшему устранению, то суд примет сторону истца. Это обстоятельство может увеличить штраф или взыскание.

Нередки случаи, когда человек попадает в тяжелую жизненную ситуацию. Например, им был куплен автомобиль, а работодатель задерживает заработную плату или он вовсе потерял работу. Задолженность по кредиту накапливается, а к ней добавляются штрафы. Сумма долга растет и банк направляет задолжнику претензию. В этот момент необходимо сразу связаться с руководителем кредитного отдела и сообщить о своих проблемах. Предложить направить ему документы, подтверждающие тяжелое материальное положение, справку о составе семьи, если у должника имеются на иждивении несовершеннолетние дети.

Ответ на досудебную претензию

Составьте ходатайство на имя директора банка, с просьбой об отсрочке платежа и снятии штрафных санкций. В подавляющем большинстве случаев руководство банков идет на уступки, увидев документальное подтверждение бедственного положения заемщика, так как сохранение отношений с заемщиком выгоднее чем продажа «токсичного актива» колекторской организации за полцены.

В случаях получения претензии юридическим лицом от участника хозяйственного договора необходимо зафиксировать ее в форме, принятой внутренним уставом документооборота организации. Юрист составит исчерпывающий письменный ответ на все требования. Это необходимо для исключения мошеннических действий, частью которых часто становятся необоснованные претензии. Главное, не упустить суть требований и предоставить, при необходимости, подтвержденные документально опровергающие факты. Обычно такой ответ отбивает у мошенников охоту продолжать.


Итог

Если пришла досудебная претензия банка или коллекторского агентства, не спешите расстраиваться и впадать в панику. Возможно, это ваш шанс, рассчитаться по долгам с наибольшей выгодой для себя.

Если возникают вопросы по теме статьи или требуется бесплатная консультация юриста, опишите проблему в комментариях либо дежурному специалисту в форме всплывающего окна. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.