Первые коллекторские агентства (КА) начали появляться в 2001 году. Методы, которые использовали сотрудники, носили криминальный характер и, доводили должника до нервного срыва, а иногда даже до самоубийства. Часто коллекторы применяли физическое насилие, причиняя вред здоровью и жизни человека. В 2017 году начал действовать ФЗ-230, который существенно ограничил систему взыскания.



СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Кто имеет право требовать погашения долга

Модель поведения должника

Что советуют юристы

С коллекторами можно не общаться

Итог


Что изменилось

Согласно закону сотрудники агентства имеют право:

  1. Звонить от 1 до 2 раз в день (зависит от вида связи: обычная или сотовая) и только в указанное ст. 7 ФЗ-230 время. При этом коллектор должен представиться, назвав имя, отчество, фамилию, должность, организацию, которую представляет. Общение должно происходить в деловом, уважительном тоне.
  2. Лично встречаться с неплательщиком, но не чаще одного раза в неделю.
  3. Писать письма. Содержание должно носить информационный характер: сумма задолженности, реквизиты для оплаты, указание на документы, дающие основание требовать погашения кредита, контактные данные компании или банка (ст. 7 п. 7 ФЗ-230).

Уважаемые читатели!

Важно! Проблемы, связанные с кредитами, относятся к категории сложных дел. Проконсультируйтесь бесплатно со специалистами нашего "Правового Центра"

Москва: 8 (499) 938-40-59

С-Петербург: 8 (812) 467-39-61


КА не имеют право (ст. 6 ФЗ-230):

  • угрожать, применять физическую силу;
  • наносить вред имуществу;
  • унижать, давить психологически;
  • давать неверную информацию об ответственности за неуплату долга, его размера.

Кто имеет право требовать погашения долга

В настоящий момент заниматься взысканием просроченной задолженности могут только агентства, имеющие лицензию и включенные в Госреестр ФССП.

Деятельность компаний, не входящих в этот список считается противоправной и наказывается крупным штрафом (ст. 14.57. п.4 КоАП).

Легально действующее КА также не избежит денежного наказания, а иногда и исключения из Госреестра или приостановления деятельности, если при взыскании нарушит закон. Максимально возможный штраф, согласно ст. 14.57. КоАП, составляет 500 тыс. руб., а период, в течение которого организация не сможет работать 3 месяца.


Но так как частота контактов с должником и стиль общения влияет на эффективность взыскания, встречаются организации, которые идут на риск и продолжают использовать в работе незаконные методы (частые звонки, психологическое давление). Просто теперь они делают это более аккуратно и умно.

Например, должник не сможет каким-либо образом доказать, что появившаяся на двери надпись с нецензурными словами и фразой «верни деньги» сделана именно коллекторами. Ведь гражданин может быть должен кому угодно, а не только КА.

Однако противозаконным действиям можно и нужно противостоять. Для этого важно понимать, чем руководствуется взыскатель, выбирая методику воздействия. Как следует себя вести, чтобы пресечь агрессивное поведение сотрудника.


Модель поведения должника

В своей работе сотрудники коллекторских агентств условно разделяют должников на несколько типов.

  1. Молчун — человек, который не идет на контакт. Не берет трубку, избегает какого-либо общения с взыскателем. Такое поведение заставляет коллекторов воздействовать не на самого должника, а на его ближайшее окружение.
  2. Обещун. Обещает заплатить. Называет сроки, потом ссылаясь на форс-мажорные ситуации (болезнь, пожар, авария) переносит их. Сотрудники агентства общаются с ним жестко, пугают передачей дела в суд, привлечением к уголовной ответственности.
  3. Агрессор. Должник в грубой форме выражает нежелание общаться с коллектором. Вешает трубку или начинает нецензурно ругаться по телефону, иногда угрожает ФССП, НАПКА. Обычно номер такого гражданина ставят на автодозвон.
  4. Лгун. Обманывает о своей мнимой беременности, потере работы, разводе и даже смерти. Старается вызвать жалость, сочувствие. Коллекторы сначала идут навстречу, оговаривают условия частичной оплаты. Когда обман выясняется, естественно, отношение меняется. Взыскатель начинает требовать уплаты долга в ультимативной форме и угрожать ст. 177 УК (которая на данный момент неприменима).
  5. Конкретный. Ставит в известность, что диалог будет записан на диктофон. Требует, чтобы абонент представился, ознакомил с документами, на основании которых нужно погасить задолженность. Сразу сообщает, что будет платить только по решению суда. В этом случае взыскателю выгоднее переуступить долг самому должнику, но со значительной скидкой.
  6. Адекватный. Спокойно по-деловому строит беседу. Если сотрудник агентства выходит за рамки дозволенного может прекратить общение и подать жалобу в ФССП, НАПКА (о чем предупредит звонящего). Пытается разрешить ситуацию. Предлагает или выкупить долг за небольшую сумму, или оплатить частями в рассрочку.

Психологи считают — какие пути использует человек для решения проблемы определяется характером и не более. Но на самом деле, модель общения каждый может выбрать для себя сам. Очевидно, что два последних варианта являются оптимальными и для коллектора, и для должника. Неплательщик избавится от долга и убережет себя и близких от психологического давления.


Что советуют юристы

  1. Соблюдать спокойный, вежливый тон.
  2. Сообщить звонящему, что ведется аудиозапись диалога (ст. 45 п. 2 Конституции РФ позволяет это).
  3. Попросить взыскателя представиться и сообщить информацию, согласно ст. 7 п. 6 ФЗ-230. Если выяснится, что агентство не состоит в Госреестре ФССП, нужно обращаться с заявлением о вымогательстве в правоохранительные органы (прокуратура, УВД).
  4. Если коллектор угрожает уголовной или административной ответственностью, запомнить (записать) названные статьи. Следует знать, что в отношении должника УК не применяется.
  5. Ознакомиться с озвученными статьями. Если угрозы последуют снова, дать понять, что это не так. Смысл статей иной. Уличив коллектора в некомпетентности, можно надолго избавиться от назойливых звонков.
  6. Не сообщать сотрудникам агентств личной информации. Особенно о наличии несовершеннолетних детей. Коллекторы, работающие не по правилам, могут использовать полученные сведения против должника. Например, угрожать несчастным случаем, который может произойти с близким человеком или ребенком в садике, школе. Не стоит давать такого шанса.
  7. Сообщить, что в случае нарушения закона, на действия коллекторов будут направлены жалобы в ФССП, НАПКА или правоохранительные органы.
  8. Если «охотники за долгами» приехали для личной беседы домой, не открывать двери.

Что советуют юристы при общении с коллекторами

При настойчивом требовании впустить или выйти для разговора, вызвать полицию и предупредить об этом незваных гостей.


С коллекторами можно не общаться

Должник имеет право отказаться от какого-либо общения или поручить другому лицу, взаимодействовать с взыскателем вместо него. По закону таким лицом может быть только адвокат (ст. 8 п. 4 ФЗ-230).

Для этого заемщику нужно написать заявление и отправить его в коллекторское агентство одним перечисленных способов (ст. 8 п. 2 ФЗ-230):

  • по почте с уведомлением;
  • через нотариуса;
  • лично, посетив офис организации.

Оформить заявление можно самостоятельно, скачав образец в интернете.

Важно! Воспользоваться этим правом гражданин может, спустя четыре месяца с момента предъявления требования об уплате долга.

Законом предусмотрена категория должников, в отношении которых коллектор не может предпринимать каких-либо действий по взысканию (ст. 7 п. 1 ФЗ-230).

Это лица:

  • признанные несостоятельными или проходящие процедуру банкротства;
  • находящиеся на стационарном лечении;
  • утратившие дееспособность;
  • не достигшие 18-летнего возраста;
  • инвалиды первой группы.

Итог

  1. Коллекторы не имеют право угрожать должнику, лично общаться с ним, задавать вопросы и звонить чаще разрешенного законом количества раз.
  2. Должник может отказаться от общения по истечении 4 месяцев со дня предъявления требования об уплате долга.
  3. Деятельность агентств по взысканию контролирует ФССП. За нарушение закона, коллекторов строго наказывают. Согласно ст. 14.57. п. 2 КоАП организация в зависимости от степени тяжести совершенного правонарушения может быть оштрафована от 50 тыс. до 500 тыс. руб. Ее руководитель от 20 тыс. до 200 тыс. руб.
  4. Обратиться в ФСПП можно не выходя из дома, зайдя на официальный интернет-портал организации, или позвонив по телефону доверия (номер указан на сайте). Лучшим вариантом будет личное посещение ФССП и написания жалобы (образец дадут на месте).
  5. Для грамотного противодействия следует изучить законодательство (ФЗ-230) по возможности обратиться к юристу. Специалист быстро и безболезненно разрешит проблему с угрозами и задолженностью.
  6. Желательно найти единомышленников, людей, оказавшихся в сходной ситуации (например, группа в Контакте «Коллекторы вне закона» https://vk.com/kollektor_vne_zakona) и совместно с ними разработать дальнейшую тактику.
  7. Правильная модель поведения не избегать общения с взыскателем. Вести переговоры спокойно, по-деловому, давая понять о знании закона и полном владении ситуацией.