На простом языке слово факторинг означает финансирование бизнеса, деятельность которого связана с отсрочкой получения оплаты за проданный товар или оказанные услуги.

Юристы трактуют этот термин, как кредитование на условиях уступки денежного требования.

Факторинг регламентируется гл. 43 ГК.



СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Факторинг на примере

Кто может участвовать?

Виды факторинга

По распределению риска, может быть с регрессом и без

По уровню информированности покупателя

По времени возникновения

По количеству факторов

По географическому положению

По объему услуг

По способу ведения документации

Этапы факторинга

Для кого и когда актуален факторинг

Сравнения факторинга с кредитом

Какие еще плюсы есть у факторинга

Недостатки

Что нужно учесть при выборе фактора

Заключение


Факторинг на примере

Предприятие по производству диванов поставляет изделия в мебельный магазин. Согласно заключённому договору, полный расчет должен произойти только через месяц. Во время ожидания оплаты производитель может испытывать недостаток денег на текущие расходы (зарплата сотрудникам, закупка сырья).

Нехватка средств особенно остро будет ощущаться, если контрагентами являются сетевые компании, если их много.

Уважаемые читатели!

Важно! Проблемы, связанные с кредитами, относятся к категории сложных дел. Проконсультируйтесь бесплатно со специалистами нашего "Правового Центра"

Москва: 8 (499) 938-40-59

С-Петербург: 8 (812) 467-39-61

Чтобы избежать финансового дефицита можно взять бизнес-кредит.

Для этого придется собрать большой пакет документов, предоставить залог, застраховать и оформить его, что приведет к дополнительным тратам. Если покупатель задержит оплату, вернет товар, долг придётся погашать из оборотных средств.

А можно заключить договор факторинга, по которому третье лицо заплатит продавцу за покупателя сразу после заключения договора поставки или получения продукции. После реализации товара посреднику будут возращены деньги и произведено вознаграждение за оказанную услугу.

В выигрыше окажутся все участники сделки.

Производитель:

  • минимизирует последствия неоплаты или просрочки за товар;
  • обеспечит непрерывный оборот финансов, который будет не зависеть от регулярности поступления платежей;
  • увеличит прибыль;
  • привлечет больше клиентов (лояльные сроки делают сотрудничество более привлекательным).

Покупатель получит:

  • товарный кредит;
  • возможность производить оплату частями по мере продажи товара в приемлемом режиме;
  • повышение конкурентоспособности.


Третье лицо:

  • заработает на комиссии;
  • привлечет новых клиентов;
  • укрепит позиции на рынке финансовых услуг.

Кто может участвовать?

Факторинг всегда предполагает участие трех сторон:

  1. Посредник (фактор, финансовый агент) является ключевым звеном в сделке. Согласно ст. 825 ГК им могут выступать любые юрлица, оперирующие средствами. В России большую часть факторинговых услуг оказывают банки, созданные на их основе специализированные филиалы, фирмы.
  2. Поставщик (продавец, кредитор) — юрлицо, оказывающее услуги, предоставляющее товар с отсрочкой платежей.
  3. Покупатель (дебитор) — юрлицо, получающее товар/услуги, оплата которых происходит в течение оговоренного договором срока.

Участники факторинга

Факторингом не могут воспользоваться компании, которые:

  • имеют большую дебиторскую задолженность из-за контрагентов, регулярно нарушающих сроки оплаты;
  • производят специализированный товар;
  • работают с субподрядчиками;
  • поставляют товар на условиях дальнейшего обслуживания;
  • являются бюджетной организацией или клиентами собственного филиала.

Виды факторинга

Факторинг классифицируют по нескольким признакам.

По распределению риска, может быть с регрессом и без

В первом случае риск за нарушение контракта полностью принимает продавец. Он должен вернуть деньги фактору, если покупатель не заплатит за товар, а затем самостоятельно взыскать.

По распределению риска

Во втором случае (без регресса) рискует фактор. При просрочке, неоплате товара он сам взыскивает задолженность и несет связанные с этим расходы.

По уровню информированности покупателя

Открытый, когда приобретатель уведомлен о наличии договора. Оплату за товар/услуги производится фактору.

Закрытый. Покупатель не знает о сделке. Оплата за товар поступает продавцу, который сам рассчитывается с фактором.

По времени возникновения

Реальный — фактор и кредитор заключают договор после получения товара.

Консенсуальный — договор факторинга заключается до поставки товара, когда продавец и покупатель только подписали соглашение об этом.

По количеству факторов

Прямой. В сделке участвует один посредник. Самый частый вариант.

По количеству факторов

Взаимный. В процессе принимают участие два посредника. Один представляет интересы второго, действуя по поручению. По такой схеме происходит международная сделка, когда одна из сторон является резидентом другой страны. Иностранный фактор привлекает местную компанию действовать от своего имени.

По географическому положению

Внутренний — все участники являются резидентами одной страны.

Внешний (международный)- одна из сторон резидент другого государства.

По объему услуг

Узкий. Перечень услуг, оказываемых посредником, ограничен. Предоставляются только основные и по одной сделке: проверка платежеспособности дебитора финансирование и консультирование кредитора.

Широкий. Кроме финансирования, фактор оказывает бухгалтерское, страховое обслуживание. Полностью сопровождает дебиторскую задолженность, проводит расширенное консультирование.

По способу ведения документации

Традиционный. Применяется только бумажный документооборот.

Электронный (EDI-факторинг). Все документы по сделке представлены в электронном виде.

По способу ведения документации


Этапы факторинга

Каждая факторинговая сделка имеет нюансы и заключается по разным схемам. Наиболее распространённый вариант можно представить в следующем виде:

  1. Поставщик и покупатель заключают договор о поставке товара с отсрочкой платежа.
  2. Продавец предоставляет банку информацию о покупателе, условиях оплаты, поставки. Сообщает, как дебитор в прошлом соблюдал обязательства, имелись ли просрочки платежей.
  3. Банк анализирует и оценивает финансовые возможности участников сделки. Если он примет заключение о платежеспособности и надёжности контрагента, с продавцом будет заключен договор факторинга.

В документе указываются все основные моменты:

  • предмет договора (финансирование сделки, работа с дебиторской задолженностью);
  • порядок и условия факторинговой сделки;
  • обязанность, права участников;
  • величина, механизм оплаты комиссии за оказанные услуги;
  • срок действия договора.

Этапы факторинга

  1. Поставщик делает отгрузку.
  2. Передает накладные фактору.
  3. Фактор финансирует 90% от общей стоимости, оставшиеся 10%, перечисляют на счет поставщика после получения товара покупателем. На этом этапе финансовый агент взимает комиссию за услугу.
  4. Если процесс открытый покупатель рассчитывается с фактором. Если закрытый — с продавцом, который затем переводит деньги на счет посредника.

Следует отметить, фактор проводит постоянный мониторинг сделки. Если появятся признаки банкротства, нарушение обязательств, посредник расторгнет договор факторинга и потребует немедленно погасить дебиторскую задолженность.


Для кого и когда актуален факторинг

В основном к факторингу прибегают поставщики — малые и средние предприятия, которые:

  • испытывают потребность в пополнении оборотных средств, но не могут получить кредит на выгодных основаниях;
  • имеют в качестве приобретателя крупную компанию (сетевик) с жесткой схемой отсрочки оплаты;
  • работают с новыми нестабильно рассчитывающимися клиентами;
  • хотят привлечь новых покупателей за счет удобных условий оплаты.

Сравнения факторинга с кредитом

Факторинг – 1, кредит — 2

Сроки погашения:

  1. Выплачивается на срок предоставления отсрочки (максимум 180 дней).
  2. Долгосрочный продукт.

Необходимость предоставить обеспечение:

  1. Нет.
  2. Есть.

Размер финансирования

  1. Неограничен, зависит от объема продаж.
  2. Оговорен договором.

Документы для заключения факторинга и кредита

Документы для заключения

  1. Минимальный пакет (договор поставки, накладные, счет-фактура).
  2. Требуется оформить большое количество документов.

Использование полученных денег

  1. По своему усмотрению.
  2. Целевое, только по назначению. Банк следит за расходованием.

Кто погашает

  1. Деньги выплачивает третья сторона(покупатель).
  2. Долг возвращается заемщиком.

Необходимость расчетно-кассового обслуживания

  1. Нет.
  2. Есть.

Возможность получения нового займа

  1. Есть.
  2. Нет. Новый кредит- новый договор.

Наличие дополнительных услуг

  1. Есть. В факторинговые операции может входить: бухгалтерское обслуживание, помощь в управлении дебиторской задолженности, страхование рисков, консалтинг.
  2. Нет.

К кому предъявляются более высокие требования

  1. К третьему лицу (покупателю).
  2. К заемщику.

Какие еще плюсы есть у факторинга

Какие еще плюсы есть у факторинга

  1. Фактор сам отслеживает дебиторскую задолженность.
  2. Крупные факторинговые компании создают специальный пользовательский интерфейс, который позволяет кредитору в любое время самостоятельно узнать данные о задолженности дебитора.
  3. Банки предъявляют мягкие требования к платежеспособности продавца, белее строгие к покупателю.
  4. В отличие от кредита факторинговое финансирование не оказывает влияния на основные показатели баланса компании.

Недостатки

  1. Дороговизна факторинговых услуг. Комиссия составляет до 30% годовых.
  2. Необходимо раскрывать подробную информацию о покупателе.
  3. Расчет ведется только по безналу.
  4. Фактор может затянуть выплаты, особенно первые.
  5. Финансирование не применяется к разовым сделкам. Отгрузки должны происходить регулярно.
  6. Рассчитывать на факторинг могут в основном постоянные высоконадежные клиенты. Услуга недоступна для компаний с большим количеством мелких дебиторов.

Что нужно учесть при выборе фактора

  1. Если предполагается долгосрочная работа с проблемными поставками лучше остановить выбор на проверенном факторе с большим спектром оказываемых услуг. Это обойдется дороже, чем более скромный вариант, узкий факторинг, зато не будет проблем с оборотными средствами.
  2. Поставщику, имеющему значительные обороты и планирующему передать фактору управление дебиторской задолженностью, целесообразнее заключить договор факторинга с банком (например, Сбербанк рассматривает сделки от 10 млн рублей). Однако продавцу нужно быть готовым к тщательной и придирчивой проверке, которую проведет фактор, в отношении самого кредитора и дебитора.
  3. Поставщику — представителю малого бизнеса, удобнее воспользоваться предложением специализированной факторинговой компании. Они субсидируют в значительно меньшем размере, но заключить договор с ними проще, деньги предоставляются намного быстрее.
  4. Изучить отзывы о выбранном факторе.
  5. Ознакомиться со стоимостью услуг. Тарифы устанавливаются индивидуально в каждом конкретном случае. Получив информацию, провести сравнение, что выгоднее: кредит или факторинг.

Что нужно учесть при выборе фактора


Заключение

Факторинг является оптимальным решением проблемы недостатка оборотных средств. Он помогает активному росту и развитию компании. Особенно актуален для малого и среднего бизнеса.

Однако, выгоды факторинговых услуг могут перекрываться высокой стоимостью и описанными ранее недостатками.

Чтобы процесс оказался эффективным и полезным, следует просчитать и учесть все риски, плюсы и минусы.