Звонки от коллекторов
В 2017 году в России начал действовать ФЗ 230, который в корне изменил методы работы коллекторских агентств.
Бесплатная первичная консультация юриста
Юридический департамент procollection.ru рассмотрит Вашу долговую ситуацию или вопрос. Подскажем, что делать дальше.
Звоните - консультация по телефону бесплатно:
- +7 (964) 622-42-42
- +7 (925) 772-28-14
Также пишите нам ВКонтакте: https://vk.com/club177615927 или обращайтесь по контактам на сайте
Закон запретил применять в отношении должника физическое насилие, угрожать, портить имущество, неправильно информировать о сумме долга, ответственности за неуплату (ст. 6 ФЗ 230).
Сегодня все взаимодействие взыскателя и неплательщика стало сводиться к личным встречам (не больше одного раза в неделю), письмам с требованием исполнить денежное обязательство, СМС сообщениям и звонкам.
Внесенные ФЗ 230 коррективы снизили эффективность взыскания. Поэтому несмотря на серьезность наказания (штраф до 500 тыс. руб., отзыв лицензии), коллекторы идут на риск и нарушают закон.
По данным НАПКА, частое нарушение (87% жалоб) связано с превышением лимита телефонных контактов, которые допускают взыскатели.
Согласно ст.7 ФЗ 230, сотрудники организации могут звонить:
- на стационарный телефон один раз в день, не чаще двух раз в неделю;
- на мобильный два и четыре раза соответственно.
Законодатель определил время, когда коллектор не вправе тревожить должника звонками:
- в рабочие дни с 10 часов вечера до 8 утра;
- в остальные дни с 8 часов вечера до 9 часов утра.
Как избавиться от звонков
Проще всего избавиться от надоедливых звонков занеся номер коллекторского агентства в черный список, сменив сим-карту или установив на телефон специальную программу «Антиколлектор».
Однако затишье может оказаться недолгим (3-6 мес.). Агентства часто меняют номера телефонов, хотя закон им это запрещает (п. 7 ч. 9 ФЗ 230) и находят возможность узнать новые данные о должнике.
Надолго забыть о частых звонках можно, решив проблему более кардинальным способом.
Алгоритм действий зависит от того, как строит свое общение звонящий и от чьего имени выдвигает требования.
Коллекторские агентства могут работать с должником на основании агентского договора и договора цессии.
В первом случае они выступают от лица финансовой организации, взыскивая деньги за определенный процент от погашенной суммы долга. Договор может быть бессрочным или заключаться на небольшой срок (2-3 мес.).
По истечении срока кредитор вправе заключить договор с другим агентством, причем неограниченное количество раз.
Во втором случае банк переуступает коллектору право требования. У должника появляется новый кредитор. Агентство занимается взысканием в своих интересах.
В соответствии со ст. 7 ч. 6 ФЗ 230 сотрудник при общении с неплательщиком должен:
- представиться, назвав Ф. И. О., организацию, от имени которой действует;
- напомнить о просрочке, указать размер;
- сообщить контактные данные взыскателя.
Если коллектор работает по агентскому договору, жалобу направляют в банк
Если, из диалога станет понятно, что звонивший действует в интересах кредитной организации, должнику следует позвонить по номеру горячей линии банка и обрисовать ситуацию.
Как правило, одного телефонного общения бывает достаточно. В противном случае в банк нужно направить претензию о нарушениях, допущенных взыскателем и об ответственности, которая в связи с этим возникает.
Заявление можно:
- отдать по месту получения займа;
- направить письмом с уведомлением;
- оставить на сайте кредитора.
В последнее время кредитные организации адекватно реагируют на жалобы по поводу звонков. Однако, если этого не произошло, следует направить обращение в ЦБ (электронно на сайте или письмом по почте).
Если коллектор работает по договору цессии нужно жаловаться в ФССП
Если коллектор требует уплаты денег от лица своей компании, жалобу на частые звонки следует направлять в ФССП.
ФССП – орган, уполномоченный государством надзирать за деятельностью агентств.
Есть несколько способов подать претензию:
- Обратиться в отделение службы по месту жительства. Как показывает практика, это самый эффективный способ. Нужный адрес, номер телефона можно узнать на официальном сайте ФССП выбрав во вкладке «Территориальные органы» свой регион. Образец жалобы выдаст сотрудник органа.
- Позвонить по бесплатному телефону горячей линии или номеру регионального отделения.
- Оставить жалобу в интернет-приемной ФССП.
К обращению необходимо приложить документы, подтверждающие факт нарушения со стороны коллекторов (запись разговоров, детализация звонков).
Если жалоба направляется электронно перевести доказательства в нужный формат и подгрузить к заявлению (ресурс предусматривает такую функцию).
Срок ответа из ФССП составляет не менее 30 дней.
Открытые угрозы по телефону пресекает жалоба в правоохранительные органы
При телефонном общении коллекторы не всегда придерживаются предписанных законом норм. С первых минут диалога начинают грубить, угрожать уголовной ответственностью, обещают причинить физический вред должнику, его близким.
Когда угрозы носят открытый характер (человеку прямо обещают сломать руку, поджечь машину, покалечить ребенка) следует незамедлительно обращаться в прокуратуру или правоохранительные органы. Но нужно понимать, чтобы остановить противоправные действия, слова заявителя должны быть подкреплены доказательствами.
Поэтому юристы советуют:
- Всегда при любом общении с коллекторами включать диктофон и делать аудиозапись разговора.
- Предпочтительнее обращаться сразу в прокуратуру, которая является надзорным органом правоохранительным органов. Получив заявление, следователи могут самостоятельно заняться его рассмотрением, или перенаправить обращение в нижестоящий орган, взяв на контроль ход расследования.
Заявление в прокуратуру можно:
- отправить по почте заказным письмом;
- отправить электронно;
- отдать через канцелярию прокуратуры или при личной встрече с представителем надзорного органа.
При последнем варианте жалоба оформляется в двух экземплярах. Один с отметкой о принятии остается у заявителя, другой в прокуратуре.
Ксерокопию обращения желательно направить в коллекторское, агентство. Это должно уменьшить или совсем прекратить агрессивное поведение сотрудников.
Обращаться в правоохранительные органы на действия взыскателя необходимо и в том случае, если выяснится, что агентство не значится в специальном Госреестре ФССП (нужно посмотреть на сайте), а значит не вправе предъявлять денежные требования.
Что будет, если не отвечать на звонки?
Взаимодействие с коллектором это право, а не обязанность должника. Закон не предусматривает ответственности за отказ общения со специалистом по взысканию. Вернуть затраченные деньги коллекторское агентство сможет в двух случаях:
- Переуступив право требования долга другой организации.
- Обратившись в суд.
Коллектор вправе применить к должнику меры принудительного воздействия только на основании судебного решения и в рамках исполнительного производства, регламентируемого ФЗ 229.
Игнорирование телефонных звонков ничем не угрожает неплательщику.
Взыскатели это понимают и часто пытаются воздействовать на человека через его ближайшее окружение, беспокоя звонками родственников и знакомых.
Следует знать, сотрудники агентства вправе требовать погашения долга только от самого должника, его поручителя (ст. 361 ГК) или наследника. От супруга неплательщика только при наличии судебного решения.
Тактика звонков лицам, не имеющим отношения к долгу, является нарушением ст. 4 ч. 5 ФЗ 230 и грозит взыскателю крупным штрафом.
Алгоритм действий человека, которому коллекторы надоедают звонками по поводу чужого кредита такой же, как описывалось выше:
- жалобы в соответствующие инстанции;
- занесение номера в черный список.
Куда еще можно пожаловаться?
На частые звонки можно пожаловаться в НАПКА — некоммерческую организацию, объединяющую более 40 самых крупных коллекторских агентств РФ. В ее состав входит также несколько иностранных компаний. Миссия НАПКА сделать рынок взыскания цивилизованным, работающим исключительно в рамках закона.
Из плюсов обращения:
- небольшой срок ожидания ответа, который составляет максимум неделю, в основном 1-2 дня;
- простота и доступность подачи жалобы. Достаточно зайти на сайт организации и заполнить графы заявления.
Из минусов: низкая эффективность реагирования.
НАПКА часто предает жалобу в иные контролирующие органы (ЦБ, прокуратуру) и сообщает заявителю о том, что ведется проверка. Дальше этого дело может не пойти.
Однако, как считают юристы, обращение сразу в несколько инстанций дает наиболее быстрый и заметный результат.
Поэтому написав жалобу в ФССП, стоит направить аналогичное заявление в НАПКА, тем более что сделать это можно буквально за 5-10 минут.
Юридическая практика
Должник вправе общаться с коллектором через своего представителя. По закону им может быть только адвокат (ст. 8 ч. 4 ФЗ 230).
Грамотный юрист быстро решит проблему частых и неприятных звонков. Коллекторы не рискнут лишний раз преступить черту закона, общаясь с юридически подкованным человеком, понимая, что могут нарваться на крупный штраф или исключение из Госреестра.
Например, в марте прошлого года за превышенный лимит контактов по телефону с одним и тем же должником ФССП наказало трех сотрудников коллекторского агентства «Константа», выписав штраф в общей сложности на сумму в 65 тыс. рублей.
5 тыс. рублей пришлось заплатить сотруднику «Филберт» за три лишних звонка.
Обосновать свои требования граждане смогли с помощью юристов, обратившись в ФССП и предоставив в качестве доказательств выписки сотовых операторов.
Итог
Звонки коллекторов больше положенного количества раз, телефонные угрозы и агрессивная манера общения с должником является нарушением закона.
Не следует мириться с подобными методами работы специалистов по взысканию. Жалобы в соответствующие органы и помощь юриста вернут взаимодействие взыскателей и должника в рамки закона.
Давайте учиться отстаивать свои права!