По данным ИА Коммерсант, в 2017 году ФССП было рассмотрено 16,5 тыс. жалоб на нарушение закона по взысканию просроченной задолженности. Больше всего претензий поступало на действия коллекторских агентств.


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Что делать в данной ситуации?

Куда жаловаться

Итог


По подсчетам аналитика ИК «Алор брокер» Кирилла Яковенко их количество 8 и 12 раз превышало число жалоб на действия сотрудников банка и МФО соответственно.

Причем заявления поступали не только от самих должников, но и от их ближайшего окружения: родственников, друзей, коллег и даже лиц, не имеющих какого-либо отношения к взыскиваемому долгу.

Почему коллекторы так поступают?

Подобное положение дел связано с методами работы. Если должник не реагирует на предъявляемые требования, воздействовать на него пытаются через близких людей. Звонки, СМС сообщения с выяснением местонахождения неплательщика, просьбой передать определенную информацию, а иногда и с требованием уплатить за него долг, создают психологически некомфортную ситуацию для должника и окружения.

Уважаемые читатели!

Важно! Проблемы, связанные с кредитами, относятся к категории сложных дел. Проконсультируйтесь бесплатно со специалистами нашего «Правового Центра»

Москва: 8 (499) 938-40-59

С-Петербург: 8 (812) 467-39-61

С точки зрения коллекторов, такие меры способствуют скорейшему погашению долга. При этом взыскатели забывают, что нарушают ст. 4 п. 5 ФЗ-230, ст. 26 ФЗ 295-1 и могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к уголовной ответственности (ст. 183 УК).

Почему коллекторы звонят незнакомым людям?

Часто коллекторы звонят гражданам, которые вообще, не имеют отношения к заемщику и его долгу. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) в 2017 году количество обращений на подобные действия взыскателей составляло 33% от общего числа всех поступивших претензий.

Такая ситуация расценивается, как техническая ошибка со стороны взыскания. Она возникает не намеренно и может иметь несколько причин:

  1. Должник указал в кредитном договоре номер, на который звонят, как контактный. Естественно, когда взыскатель начинает искать заемщика, он использует оставленную информацию и звонит по указанным цифрам.
  2. Человек приобрел телефон, который ранее принадлежал должнику. Аналогичная ситуация может складываться, при покупке жилья, в котором ранее был прописан заемщик.

Звонки с требованием об уплате долга могут поступать на стационарный телефон — должник давно уволился с работы, связь сотрудников с ним потеряна, но искать его будут на основании оставленных ранее сведений.


Что делать в данной ситуации?

Чтобы прекратились звонки нужно предпринять следующие шаги:

Сообщить звонящему об отсутствии знакомства с должником и наличии какой-либо информации о местонахождении. Общаясь с коллекторами, не стоит грубить, на поставленные вопросы лучше отвечать спокойно и вежливо (конечно, если с его стороны не поступает откровенных угроз и не оказывается психологическое давление).

Во-первых, нужно понимать, сотрудник просто выполняет свою работу. Во-вторых, он может поставить номер непричастного гражданина на автодозвон. В отличие от должника закон не ограничивает частоту звонков третьим лицам.

Нужно быть готовым к тому, что в любом случае своими звонками коллектор побеспокоит еще раз 5-10. При этом человеку, который вынужден общаться с взыскателем по телефону, желательно придерживаться указанной выше стратегии поведения.

Вести себя спокойно, отвечать четко, вежливо. По возможности записать диалог на диктофон, отметить время и дату звонка. Впоследствии это может пригодиться для доказательства гражданином противоправных действий коллекторов.

Занести телефон фирмы в черный список. Кроме того, на сотовый телефон можно установить бесплатное приложение «Стоп-коллектор» или «Антиколлектор» (есть две версии: платная и бесплатная). Эти программы блокируют СМС сообщения и звонки, поступающие со стационарного или мобильного телефона. База номеров обновляется в зависимости от версии ежедневно или 1 раз в 10 дней. Использование приложения позволяет избежать общения с сотрудником взыскания, даже если он звонит с другого, ранее незнакомого, номера. В крайнем случае можно приобрести новую сим-карту.

Если звонки поступают на стационарный телефон, обратиться к поставщику услуг и написать заявление с просьбой о блокировке абонента, с которого беспокоят.

При общении с взыскателем выяснить, от имени какой организации он звонит. От внутренней службы банка или коллекторского агентства. Узнать реквизиты и контактные данные руководства.

В первом случае, чтобы прекратились звонки достаточно позвонить на горячую линию банка, объяснить ситуацию и оставить жалобу.

Во втором, связаться с агентством, сообщить о нарушающих спокойствие звонках и своей непричастности к долгу. Попросить удалить номер из базы данных. Дать понять, что в противном случае, основываясь на ФЗ-230, на действия сотрудников будет подано заявление в ФССП.

Следует знать, колекторские агентства, кредитные организации имеют право обращаться с требованием о выплате долга только к самому должнику, поручителю (ст. 361 ГК) или наследнику. Причем закон ограничивает частоту и время взаимодействия кредитора и должника статьей 7 ФЗ-230.

К супругу неплательщика требования о погашении задолженности могут быть предъявлены только на основании судебного решения. При его отсутствии, звонки и СМС сообщения о выплате долга являются нарушением закона и создают условия для привлечения взыскателя к административной ответственности.


Куда жаловаться

Как правило, вышеизложенных мер бывает достаточно, чтобы звонки прекратились. Если этого не произошло, нужно обратиться в соответствующие органы.

В настоящий момент деятельность взыскания контролируют:

  • ФССП;
  • Роскомнадзор;
  • НАПКА;
  • прокуратуру.

ФССП

Контактировать с должниками по поводу погашения ссуды, кроме кредитных организаций, имеют право только компании, имеющие на это специальное разрешение (лицензию) и включенные в Государственный реестр коллекторских организаций.

Их перечень приведен на официальном сайте ФССП или в аккаунте социальной сети ВКонтакте. VK также есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию по имеющейся проблеме и оставить претензию.

Куда жаловаться на коллекторов

Также пожаловаться на звонки можно:

  • обратившись с заявлением в ФССП по месту проживания;
  • позвонив по телефону доверия (указан в закладке «Сообщить о коррупции»), но лучше это сделать по номеру, указанному на сайте регионального УФССП;
  • подав жалобу на официальном онлайн портале ФССП.

По мнению приставов, надежнее и лучше обратиться в местную ССП. Адрес и телефон руководства можно найти на официальном сайте http://fssprus.ru/.

Зайти на сайт, нажать вкладку «Территориальные органы» и выбрать нужный регион из списка или карты. Затем посетить местное отделение ФССП, объяснить ситуацию должностным лицам, заполнить и оставить ходатайство (образец дадут на месте).

Пожаловаться на постоянные звонки от коллекторов можно через интернет-приемную ФССП.

Ресурс позволяет загрузить файлы с записью телефонных разговоров, детализацией звонков и другие имеющиеся у заявителя доказательства противоправных действий сотрудников взыскания.

Если звонки поступают от организации, не зарегистрированной в Госреестре, жалобу нужно подавать не только в ФССП, но и в прокуратуру или полицию.

Роскомнадзор

Роскомнадзор- это орган исполнительной власти, который уполномочен государством на защиту персональных данных (ПД).

Если для взыскания займа коллекторы используют ПД гражданина без письменного согласия, то подобные действия можно квалифицировать как нарушение закона (ст. 13.11 КоАП РФ) и подавать жалобу в Роскомнадзор.

Направить ее можно по почте заказным письмом или в электронном виде, используя официальный сайт организации.

В обращении указываем:

  • контактные данные заявителя (Ф. И. О., почтовый адрес);
  • подробная информация о правонарушении со стороны коллекторов: кто, от имени кого, когда, как часто, с какого номера беспокоил заявителя;
  • указание на то, что заявитель не давал согласия кредитным организациям, коллекторским агентствам на использование своих данных;
  • просьбу привлечь нарушителя к административной ответственности.

К заявлению желательно приобщить документы, подтверждающие свою непричастность к требуемому долгу (например, договор о предоставлении услуг сотовой связи, свидетельствующий о том, что номер заявителя, приобретен недавно и не принадлежит должнику).

Жалоба в Роскомнадзор

Как показывает практика, в половине случаев организация начинает проверку абонента и блокирует связь. Но нужно быть готовым и к тому, что она может, вообще, не предпринять каких-либо действий и ограничится ничего не значащей отпиской.

НАПКА

НАПКА —  некоммерческая, негосударственная организация. В ее состав входят самые крупные российские, а также международные коллекторские агентства (их деятельность осуществляется не только на территории России, но и на европейском и азиатском рынке взыскания).

Направить жалобу в НАПКА можно на сайте http://www.napca.ru/napravit-zhalobu/.

Организация в течение 1-2 дней даст ответ на поступившее заявление.

Но в связи с тем, что ее влияние в основном распространяется на членов организации (а их в настоящий момент всего 40), Ассоциация часто просто передает жалобы в другие органы, контролирующие работу коллекторских агентств: ЦБ, ФССП, Генпрокуратуру, УВД.

Поэтому, как показывает практика, эффективность обращения в НАПКА не очень высокая. Заявителю сообщают, что по факту проводится проверка. Зачастую дело этим и заканчивается.

Прокуратура

В прокуратуру можно пожаловаться, когда все предпринимаемые шаги по прекращению звонков, оказались безрезультатными.

В обязательном порядке гражданину необходимо обратиться в прокуратуру и полицию, если в телефонном разговоре коллектор нарушал границы вежливости, оказывал психологическое давление, угрожал физическим насилием. Такие действия расцениваются, как вымогательство (ст. 163 УК), угроза жизни (ст. 119 УК) и наказываются законом.

Подать заявление в прокуратуру можно:

  • самостоятельно через канцелярию правоохранительного органа;
  • заказным письмом по почте;
  • лично на приеме у прокурора.

Заявление пишется в двух экземплярах. Один, с отметкой о приеме правоохранительным органом остается у заявителя, другой — в прокуратуре. Ксерокопию следует направить в коллекторское агентство. Как правило, подобное действие заметно уменьшает агрессивные нападки взыскателя.

К жалобе желательно приобщить запись телефонного разговора с коллектором. Но даже если ее нет, по факту полученного заявления будет проведено расследование. По закону, вину обвиняемого должны доказывать следователи, а не потерпевшие лица.


Итог

Решить проблему со звонками можно самостоятельно:

  • используя специальное мобильное приложение,
  • сменив сим-карту,
  • занеся номер коллектора в черный список
  • написав жалобу в органы, контролирующие деятельность взыскания.

При угрозах во время телефонного разговора обязательно обратиться в правоохранительные органы (прокуратура, УВД).

Если предпринимаемые действия не принесли результата, вопрос можно решить в судебном порядке. Лучше прибегнуть к помощи грамотного юриста. Он не только звонки прекратит, добьется наказания для нарушителя, но и сможет помочь получить потерпевшему возмещение морального ущерба.


Задать вопрос